д'Антраг Катрин-Генриетта де Бальзак

Портрет Катрин-Генриетты де Бальзак д'Антраг
Hieronymus Wierix (1553 - 1619) гравюра.

д'Антраг Катрин-Генриетта де Бальзак (1583-1633), с 1600 года маркиза де Верней. Дочь губернатора Орлеана Франсуа д'Антрага и Мари Туше, фаворитки Карла IX, от которого у нее был сын Карл де Валуа, граф Овернский. Любовница Генриха IV, мать троих его детей. Ее связь с королем была ловко подстроена ее семьей, относившейся к числу «любимчиков» Генриха III. В каком-то смысле история с д’Антраг биографически была более знаменательной, чем все предыдущие. Сама Генриетта и весь ее семейный клан рассматривали связь с королем как инструмент возвышения семьи. Еще до заключения брака Генриха с Марией они сумели заполучить весьма ценный для этой цели документ: письменное обещание короля жениться, которое он, правда, совершенно не воспринимал всерьез, но — кстати, не в первый раз — поклялся «перед Богом» и без колебаний лично подписал. С этим важным документом в руках семья в последующие годы делала политику. Маркиза и ее клан стали неотъемлемой частью того мира, который постоянно омрачал правление Генриха IV между 1602 и 1606 гг.: мира предательства, восстаний и бунтов.

ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ

Аллегорический портрет Морица Оранжского, графа Насуааского
Корнелис Диркс Бойссенс (Cornelis Dircksz Boissens) 1584-1635, Гравюра на меди

Основная тема гравюры – торжество “чистой христианской религии” над католическим толкованием христианства. В руках одной из аллегорических фигур – книга с надписью – “чистая религия попирает идолов”, под ногами ее – католический монах, в руках другой фигуры – уздечка. По бокам – сюжеты из сражений, в которых Мориц Оранжский вышел победителем, знамена с христианской и военной символикой, поверженные враги, военные трофеи. Внизу – нидерланский лев душит дракона, олицетворяющего испанскую экспансию.

ГРАВЮРА НА МЕТАЛЛЕ
Резцовая гравюра на металле появилась в середине XV века. Долгое время считалось, что изобретателем этой техники был флорентийский ювелир Мазо Финигуэрра, первая гравюра которого датируется 1458 годом; но эта теория была опровергнута более ранними экземплярами. Ныне древнейшей резцовой гравюрой на меди считается «Бичевание Христа», выполненная неизвестным немецким мастером в 1446 году. А первым, хотя и анонимным, наиболее заметным мастером резцовой гравюры является «Мастер игральных карт», работавший в Базеле и в верховьях Рейна.
При выполнении резцовой гравюры мастер брал ровно прокованную и тщательно отполированную металлическую доску, на которую посредством ювелирного пунсона наносил рисунок, который затем проходил уже более основательным инструментом – резцом или штихелем. После этого в доску втиралась краска, снимались ее излишки, и можно было печатать лист.
Самым замечательным мастером XV столетия является немецкий гравер Мартин Шонгауэр, работавший в Кольмаре и Брейзахе. Его творчество, соединяющее в себе позднюю готику и ранний Ренессанс, оказали значительное влияние на немецких мастеров, в том числе Альбрехта Дюрера. Среди мастеров I половины XVI века стоит отметить, кроме упомянутого А. Дюрера, замечательного голландца Луку Лейденского.
Из итальянских мастеров XV столетия наиболее значительны Андреа Мантенья и Антонио дель Поллайоло. В той же Италии в XVI веке возникло направление, предопределившее важную веху в развитии европейской гравюры – это было репродуцирование произведений живописи.

Возникновение репродукционной гравюры связано с именем Маркантонио Раймонди, который, работая до конца первой трети XVI столетия, создал посредством резца несколько сотен воспроизведений с работ Дюрера, Рафаэля, Джулио Романо и других.
В XVII веке репродукционная гравюра была чрезвычайно распространена во многих странах – во Фландрии, где было воспроизведено множество полотен, особенно Рубенса. А во Франции в это время Клод Меллан, Жерар Эделинк, Робер Нантейль и другие способствовали расцвету искусства репродукционного классического гравированного портрета.