Барон Жиль де Лаваль де Ре - Синяя Борода



Хотя волосы у Жиля де Ре были светлые, борода
была черной, непохожей ни на какую другую.
При определенном освещении она приобретала
синеватый оттенок, что и привело к тому, что
сир де Ре получил прозвище Синяя Борода...

Поль Локруа.






Все мы хорошо знаем сказку о Синей бороде, записанной Шарлем Перро. По классификации Аарне — Томпсона эта сказка относится к типу ТЗ12 или Т312А и является волшебной. Но есть у "Синей Бороды" одна особенность, которая не только отличает эту сказку от прочих, но и, возможно, делает ее поистине уникальной. У ее главного персонажа, как считают многие исследователи, имеется исторический прототип. Называют и его имя — Жиль де Лаваль, барон де Ре, крупнейший землевладелец Бретани, маршал Франции, сожженный на костре по обвинению в колдовстве и многочисленных убийствах малолетних детей. Споры об этом человеке, о его преступлениях и возможной связи между ними и появлением сказки о Синей Бороде не утихают и по сей день. Его "частную" жизнь окружала тайна — вплоть до 19 сентября 1440 г., когда Жиль де Ре, предстал перед церковным и светским судом Нанта. Историки до сих пор спорят о том, что это был за судебный процесс: один из предвестников начинающейся во Франции "охоты на ведьм" или же политическое дело, в котором интересы французского короля и герцога Бретонского оказались сильнее могущества их вассала. Некоторые предполагают также, что процесс Жиля де Ре был каким-то образом связан с процессом Жанны д'Арк.
В 1440 году округ Нанта был потрясен – по приговору суда и обвинению инквизиции казнили Жиля де Ре. Жители удивлялись не столько превратностям судьбы влиятельного и знатного дворянина, сколько ужасным злодеяниям, в которых он, в конце концов, сознался.Земли Жиля де Ре обходили стороной – поговаривали, что, возвратившись с войны, хозяин замка Тиффож вызывает демонов и приносит им в жертву невинных детей. Матери заклинали своих сыновей держаться подальше от страшных владений. Однажды барона пригласил епископ Нанта. Он требовал объяснений: пропавшие дети некоторое время пели в церковном хоре Жиля де Ре. Правда, они были из бедных семей, а кого могла заинтересовать участь бедняка? Дерзкий и бесстрашный, барон утверждал, что детские голоса быстро ломаются и подростки покидают замок в поисках лучшей доли. Он настаивал на своей невиновности, оскорблял суд и требовал почтительного обращения. Но епископ был неумолим. Барон слишком долго испытывал терпение церкви и короля, и его обвинили в оскорблении церковнослужителей, в занятиях алхимией и в убийствах, отлучили от церкви, а через несколько дней суд был потрясен внезапным раскаянием барона. Со слезами на глазах, коленопреклоненный, он просил прощения у родителей загубленных им детей, признавался в своих злодеяниях и умолял о снятии отлучения. Инквизиция одержала победу: барон был признан виновным, приговорен к сожжению на костре, но за то, что сознался «добровольно и свободно» (как записано в судебных отчетах) и чтобы не отрекся от признания, ему была обещана милость – удушение перед сожжением.Барона казнили 20 октября 1440 года, его тело, так и не преданное огню (об этом позаботились знатные родственники!) было погребено в одной из церквей, а его земли, как владения осужденного по приговору инквизиции, конфискованы. Казалось бы, на этом история Жиля де Ре закончилась. Впрочем, она не так проста, как кажется на первый взгляд.

Жиль де Ре родился в 1404 году в Анжу в очень родовитой семье. Воспитанием рано осиротевшего Жиля занимался дед – Жан де Краон. Не в силах сладить с непослушным внуком, дед поспешил выгодно его женить – в 1420 году состоялась свадьба Жиля и Катерины де Туар (ее обширные владения граничили с владениями де Ре).Подобно многим союзам по настоянию родственников, брак не был счастливым. Через пять лет барон пресытился радостями семейной жизни и отослал супругу в отдаленный замок, а сам отправился ко двору дофина Карла. Дофин Карл был лишен права наследования, ибо по договору 1420 года Париж и корона перешли к английскому королю Генриху V. В 1422 году после смерти своего отца Карла VI принц, удалившись на юг Франции, заявил о несогласии с условиями позорного договора, провозгласил себя королем Карлом VII и начал собирать войско для борьбы за свои права. Франция времен Столетней войны походила на лоскутное одеяло. Завоеванные земли французских сеньоров раздавались английским баронам. Карлу же принадлежала земля на правах личного наследования (домен). К концу Столетней войны Карл упрочил свою власть и собрал разрозненную страну. Героическая борьба французов, впервые осознавших себя единой нацией, и проведенные королем жесткие реформы по централизации армии, налогообложения и судопроизводства привели к действительному укреплению монархии. А пока война в разгаре, необходима была армия. И деньги на ее содержание. Карл не скупился на обещания. Он обращался к горожанам и состоятельным землевладельцам, обещая за предоставление вооруженных отрядов и денег освобождение от налогов, торговые привилегии, королевскую признательность и почести...Поэтому когда Жиль де Ре – «добрый и храбрый капитан» – привел с собой войско, не поскупившись при этом на щедрые пожертвования, он был восторженно встречен дофином. А когда во Франции взошла звезда Жанны д`Арк, бесстрашный капитан сразу поверил в нее и сопровождал в военных походах. За беспримерную отвагу Карл отблагодарил де Ре – в день своей торжественной коронации (1429 год) в Реймсе король назвал барона героем и вручил ему маршальский жезл. История Жанны д`Арк известна – Орлеанская дева была сожжена англичанами по обвинению в ереси и колдовстве. Это ставило под сомнение коронацию Карла – доброму католику не следовало принимать помощь из нечестивых рук. (Карл, кстати, не пытался спасти Жанну д`Арк – ее слава стала слишком громкой.) Только один человек хотел вызволить пленницу – это был Жиль де Ре. В мае 1431 года его видели с войском в окрестностях Руана. Но он опоздал.В 1433 году барон оставил службу и вернулся в свои владения. Он любил и ценил роскошь, собирал огромные коллекции картин и редкостей, и неудивительно, что через некоторое время ему пришлось всерьез задуматься о том, как избежать финансовых затруднений. Жиль де Ре начал продавать земли, и тогда его брат и родственники жены обратились за помощью к королю. Здесь уместно вспомнить, что верховным сюзереном королевства являлся Карл VII – значит, продать землю было непросто. Король по своему усмотрению мог запретить ее продажу, что и не преминул сделать. В 1436 году он издал специальный указ, запрещавший барону продавать его замки и владения. Не решаясь нарушить королевскую волю, де Ре был вынужден отдавать земли под залог, получая за это значительно меньшие суммы. Оставалось единственное средство – в надежде добыть золото, барон обратился к алхимии. Эта славная предшественница серьезной науки пыталась найти «философский камень», который позволил бы превращать в золото любые металлы. Жиль де Ре пригласил из Италии Франческо Прелати, прославившегося умением выделять золото из сплавов (нетрудно догадаться, что он же его предварительно туда и «прятал»). Вместе с Прелати барон надеялся получить несметные сокровища. Замок Тиффож превратился в настоящую лабораторию, несмотря на то что алхимия преследовалась церковью. Аферист Прелати морочил барону голову. Так, однажды он якобы добился «превращения металла в золото» – правда, как только Жиль де Ре, не удержавшийся от соблазна, решил взглянуть на чудо, – золото превратилось в труху... Деньги барона таяли с устрашающей быстротой. Приходилось все чаще обращаться к кредиторам, в первую очередь – к герцогу Бретонскому, который с радостью прибирал к рукам чужие земли. Дальше историю Жиля де Ре рассказывают по-разному. Одни источники утверждают, что он, вступив в союз с дьяволом, приносил в жертву невинных детей и что в подвалах его замка замучено от 100 до 800 несчастных. Другие настаивают на том, что это клевета и обвинение барона в столь страшных злодеяниях – всего лишь повод, чтобы объявить его еретиком и конфисковать имущество. Что на самом деле происходило в замке Тиффож, мы не узнаем. Доподлинно известно только, что барон нанес оскорбление одному из своих кредиторов – Жану Феррону. К несчастью, последний принадлежал к духовенству. Скандал вышел громкий, им не преминул воспользоваться основной кредитор барона – герцог Бретонский, который вмешался в конфликт. Жилю де Ре не оставалось ничего другого, как искать примирения с могущественным сеньором. И все было бы хорошо – если бы церковь оставила его в покое... Слуги Жиля де Ре и Прелати были арестованы и доставлены к Нантскому епископу для дачи показаний (правда, отметим, что все они были отпущены). Что такое давать показания перед судом инквизиции – объяснять излишне.

Почему же король Карл VII, как и в случае с Жанной д`Арк, ничего не предпринял, чтобы помочь человеку, которому был обязан короной?Пока королевская власть была шаткой, пока мощь королевской армии зависела от количества воинов, которых приводили с собой вассалы короля, Карл принимал условия своих подданных. Но после проведения реформ, направленных на централизацию власти (создание регулярной наемной армии, введение постоянного налога и отказ в результате этих мер от созыва Генеральных Штатов как представительного органа власти), король понял, что монарх силен послушанием подданных. Поэтому вольнолюбивые сеньоры вряд ли вызывали у него доброжелательное отношение к себе....В 1456 году судебное дело Жанны д`Арк было пересмотрено, она была объявлена невиновной. Так Карл отвел от себя обвинение в связи с ведьмой. В начале XX века Орлеанская дева была причислена к лику святых. Ее имя стало символом освобожденной Франции, история же барона де Ре до сих пор остается неясной. Правда, в 1992 году во Франции было проведено повторное следствие по делу маршала. Исследователи приняли во внимание многое, в том числе свидетельства современников. Например, хронист XV века Монстреле так писал о приговоре, вынесенном Жилю де Ре: «Большинство дворян Бретани, особенно те, что находились с ним в родстве, пребывали в величайшей печали и смущении от его позорной смерти. До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей». А такие факты, что из сотен слуг барона были допрошены лишь некоторые, а главных свидетелей вообще отпустили после процесса, что никто не видел останков якобы убитых детей, а судьями были назначены злейшие враги барона (и герцог Бретонский – главный кредитор маршала), что Жилю де Ре не позволили обратиться к помощи защитника, что его подвергали пыткам, лишний раз позволяют думать о предвзятости суда и усомниться в справедливости вынесенного приговора...Окончательное решение по делу Жиля де Ре до сих пор не вынесено. Тем не менее судьба барона поразила не только его современников – вот уже более пяти веков имя маршала живет в народных преданиях, превративших его в кровожадного хозяина замка, убивавшего... своих жен. Но это уже совсем другая история...

Rogier van der Weyden (1399/1400 - 1464)

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН родился в Турнэ. Нидерландский живописец, один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. Был чрезвычайно популярен как у себя на родине, так и за рубежом. Руководил большой мастерской в Брюсселе, был удостоен звания городского живописца. Главный мотив творчества Рогира ван дер Вейдена — произведения религиозного содержания. Исполнил большое количество алтарных композиций (одиночные алтари, алтарные диптихи, триптихи и полиптихи) для монастырей, церквей и соборов в Нидерландах, Испании, Германии, Франции. Известен как выдающийся портретист. Помимо индивидуальных портретов, создавал портретные диптихи, в левой части которых изображалась мадонна с младенцем, в правой — полуфигура заказчика.