Мартин ван Хемскерк (Maerten van Heemskerck) 1498-1574





Семейный портрет. Фрагмент. Ок. 1530. Государственные музеи, Кассель.








Галерея (ссылка)

В XVI веке в Нидерландах с развитием промышленности и торговли усилились и культурные связи, в том числе и с Италией. Именно в эту пору в нидерландском изобразительном искусстве стало очень влиятельным итальянизирующее эклектическое течение - "романизм". Романисты стремились соединить художественные достижения итальянского Высокого Возрождения с нидерландской живописной традицией. Наряду с наследием Возрождения сильное влияние на романистов оказывало современное им искусство итальянского маньеризма. В Северных Нидерландах крупнейшим представителем романизма был Ян ван Скорем, внесший в нидерландскую живопись свежесть красок, богатство оттенков, умелую передачу солнечного света и атмосферы. Верным учеником и последователем Скореля явился Мартин ван Хемскерк (1498-1574). Свою фамилию этот художник получил от места своего рождения - поселка Хемскерк близ Харлема. Он учился сначала в Дельфте, а затем в Харлеме в мастерской Скореля.
Хемскерк был прекрасным портретистом. Об этом красноречиво свидетельствуют, в частности, парные портреты, изображающие Анну Кодде за прялкой и ее супруга Питера Биккера (1529). Они говорят о прекрасном чувстве целого, о глубоком понимании традиции нидерландского искусства. Не менее интересен "Семейный портрет".
В 1532 году Хемскерк, будучи уже зрелым мастером, на длительное время уехал в Италию. Пребывание в Италии стало поворотным пунктом в биографии Хемскерка. Здесь он тщательно изучал античные памятники архитектуры и скульптуры, увлекся творчеством Микеланджело и маньеристами. Весьма показательна для романизма Хемскерка этой поры его картина "Св. Лука, рисующий богоматерь" (1532). Художник изображает евангелиста Луку среди античных статуй.
Когда в 1535 году Хемскерк возвратился в Харлем, он уже совершенно иначе, чем прежде, понимал искусство живописи. Свои большие композиции на религиозные темы художник начал строить намеренно усложнение, реалистичность написания отдельных частей полотен стала подчиняться у него условной трактовке сюжета в целом. Жесты и позы приобрели в ряде произведений Хемскерка чисто зрелищную, театрализованную эффектность ("Распятие", 1543, Эрмитаж; "Момус, порицающий богов", 1561, и другие). Все это свидетельствовало о влиянии живописи маньеризма, распространявшейся тогда уже во многих странах. В композициях Хемскерка нередки и вымышленные фантастические пейзажи ("Св. Иероним"). Но при всей фантазии, казалось бы, неистощимом разнообразии приемов, временами ощущается чисто рациональный расчет. Свою портретную живопись поздней поры Хемскерк также связывал с пластическими принципами итальянского искусства. Ему казалось, что создать искусство, отвечающее новому мировоззрению, можно только обращаясь к античности.
Интересно графическое наследие Хемскерка, его гравюры и рисунки. До сих пор, например, римские зарисовки Хемскерка являются незаменимыми при изучении старого Рима. Хемскерк был также великолепным мастером натюрморта.

Портрет женщины, 1540 г.